Меню

Чистая смерть для озеленения: скупой платит трижды

26.07.2016 10:28 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Каких только «комплиментов» не успел наслушаться Челябинск в этом году. «Город серый, неинтересный, мало зелени» в голос повторяют именитые гости. К отзывам тех, кто заехал в Челябинск на час, можно относиться по-разному. Но, откровенно говоря, могут ли сами жители сказать, что с озеленением у нас все отлично, а от деревьев масса радости и никакого беспокойства?
Чистая смерть для озеленения: скупой платит трижды
Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Положа руку на сердце, стоит ответить – городскому озеленению еще расти и расти до приемлемого уровня. Причем как количественно, так и качественно. Тут можно вспомнить и недостаток деревьев, и бомбардировку сломанными ветками тополей при сильном ветре, и тополиный пух, от которого мы едва успели прочихаться в июне.

Но, может быть, эти проблемы неизбежны? Оказывается, вовсе нет. Тополя и ивы могут не разбрасывать по округе обломанные сучья, да и от пуха со временем можно избавиться. Несколькими тайнами правильного озеленения (отнюдь, впрочем, не засекреченными) поделилась с нами дендролог, кандидат биологических наук, директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер.

– Вера Викторовна, что можно назвать в числе наиболее серьезных проблем городского озеленения?
– Первая проблема, о которой хочется поговорить, – это обрезка деревьев. В частности то, что в нашем городе известно под названием «глубокая омолаживающая обрезка». О подобном типе обрезки, кстати, не слышал ни один ботаник. Как это выглядит на деле, может видеть каждый: у взрослого дерева снимается вся крона, остается только ствол, который постепенно практически по всей сохранившейся длине (высоте) начинает обрастать одинаковыми «водяными» побегами-прутами, как еж. Для взрослых и старых деревьев такая обрезка – гарантированная смерть.

– Почему она настолько гибельна для деревьев?
– Потому что дерево – это живой организм, который много лет рос и формировался по своим биологическим законам. При нормальном развитии дерева объем его корневой системы полностью соответствует величине кроны – это естественное равновесие. Что же происходит, если мы срезаем всю крону? Возникает жесточайший дисбаланс. Огромной массе корней внезапно становится нечего снабжать водой и питательными веществами. Из-за этого корни начинают отмирать. «Все, что нажито непосильным трудом» за время роста дерева, гибнет. Конечно, подобный стресс не проходит для организма даром. Такое дерево уже никогда не сможет сформировать нормальной кроны и, как правило, погибает.

– Но ведь обрезанные тополя все же покрываются листвой снова?
– Это происходит, поскольку на стволе просыпаются так называемые спящие почки. Из них прорастают жировые, или волчковые побеги. Такие ветви развиваются довольно быстро – могут за один сезон достигнуть более метра в длину, а у некоторых тополей и ив вырастают и до трех метров. Но какой ценой? Из-за слишком быстрого роста древесина получается слишком сырой, тяжелой, побег непрочно крепится к стволу. Естественно, он легко обламывается, особенно в периоды сильных ветров или зимой под тяжестью снега. Вот откуда берутся те падающие крупные ветки тополей, которых справедливо опасаются жители. Иногда, кстати, сломанные побеги не падают, а остаются в волчковой кроне, формируя там неопрятное «гнездо». Что тоже не совсем безопасно и лишает деревья всякой эстетической привлекательности.

++kak-vesnoj-provodit-obrezku-derevev-1.jpg

– Значит, ветки тополей обламываются и падают не от старости?
– Нет, старостью здесь даже не пахнет! Для тополя в городских условиях ничего не стоит прожить сто лет и больше. При этом он не будет опасен для людей. Большие объемы тополей в нашем городе были посажены в 60 – 70-е годы прошлого века. Так что даже самые старые из них еще не достигли периода биологического расцвета, не говоря уже о дряхлении.

– Но тополя не только теряют ветки, но и гибнут, засыхают. С чем связано это?
– Это тоже следствие неправильной обрезки. Приглядитесь к такому тополю. Площадь среза порой достигает 50 и более сантиметров. Это, по сути, большой пень. Санировать такой большой участок невозможно. Он остается беззащитным, и к нему немедленно устремляются всевозможные патогены, которых в городе немало: бактерии, грибки и другие вредоносные микроорганизмы. Они проникают в сердцевину и древесину деревьев и начинают разрушать их. Фактически после этого дерево обречено. Ему осталось жить года три, максимум пять лет. Причем оно не только погибнет, но и «напакостит» напоследок всем окружающим.

– Почему? Такое дерево опасно чем-то еще, кроме неэстетичного вида?
– К сожалению, да. Дерево, пораженное патогенами, неизбежно начинает заражать соседние. Из-за пораженных бактериями деревьев увеличивается общий объем вредной микрофлоры в городе, а это и для людей чревато аллергиями.

Кроме того, жировые побеги – не лучшая часть древесного фонда. На них часто распускаются слишком крупные, мясистые листья. Порой по такому листу даже невозможно понять, какому виду растения (в частности, тополя) он принадлежит. Казалось бы, это беспокоит только дотошных специалистов. Но рыхлая мякоть чрезмерно большого листа тоже становится прибежищем микроорганизмов и вредителей. Скажем, для минирующей моли, которая выедает мякоть листа, такие листья – просто праздник. Насекомые размножаются, растут – и накидываются на соседние посадки, быть может, еще здоровые. А зимует эта моль в квартирах. Согласитесь, неприятное соседство.

– Есть какие-то шансы избежать всех этих нежелательных моментов?
– Конечно. Можно подрезать деревья правильно – в соответствии с их биологическими особенностями и возрастом. Ивы, которые обрезают в молодом возрасте, формируют довольно красивые кроны, близкие к шаровидным. Если ухаживать за ними и дальше, снимать со ствола пробудившиеся жировые побеги – они станут красивыми деревьями, качественным элементом ландшафтного дизайна.

Что касается взрослых деревьев, наших многострадальных тополей – их нужно подрезать бережно, с сохранением структурных ветвей. Небольшие срезы (несколько сантиметров в диаметре) дерево зарастит.

– Боюсь, такая подрезка влетит бюджету в копеечку...
– Давайте подсчитаем. Что происходит сейчас? Сначала тратятся достаточно большие деньги на снятие кроны, ведь это трудоемкая и недешевая процедура, связанная с использованием техники и вывозом обрезанного материала. Через несколько лет подрезанное по этому методу дерево гибнет, его нужно срубить на низкий пень – на это опять тратятся деньги. Затем необходимо выкорчевать пень – снова средства налогоплательщиков. Таким образом, скупые платят за озеленение даже не дважды, а трижды. Вы все еще считаете, что грамотная подрезка обойдется дороже?

– Итак, можно избавиться от многих проблем с тополями, если их правильно подрезать. Но остается еще тополиный пух, который раздражает горожан. А может быть, проще заменить тополя на другие деревья?
– Нет, с этим я не соглашусь. В нашей природной зоне конкурентов у тополя в городах нет. Ни одно дерево не сравнится с ним по скорости роста и биомассе. На листьях тополя (достаточно крупных) осаждается большое количество пыли, дерево аккумулирует вредные вещества из атмосферы. Тополь – это насос. Благодаря своей развитой корневой системе он достает воду из больших глубин. Эта вода испаряется с поверхности листа, повышается влажность, что для городского микроклимата с его пересушенным воздухом и обилием пыли совсем не маловажно. Поэтому просто так отказаться от этого дерева в озеленении не получится.

– Но что же делать с пухом?
– Раз уж зашла речь о замене тополей на другие виды, я замечу, что проблему пуха действительно можно решить на стадии посадки новых деревьев. Ведь не все тополя пушат. Даже у наиболее популярного вида, тополя бальзамического, дают пух только женские экземпляры деревьев. Можно сажать мужские особи – определить их в питомниках не трудно. А есть много видов и гибридов тополей, у которых этим не грешат даже «дамы». Скажем, у нас в ботаническом саду ЧелГУ растут пирамидальные итальянские тополя. Прекрасно чувствуют себя в нашем климате. Не пушат.

– Значит, все засадим тополями, которые не дают пуха?
– Нет, все не надо. Напротив, я от лица специалистов могу высказаться за большее разнообразие деревьев в городе. Ведь современный ассортимент древесных растений в Челябинске довольно скромен. Даже с нынешним потенциалом питомников мы могли бы иметь гораздо более богатое и разнообразное озеленение. Растений, которые хорошо чувствуют себя в нашем климате, гораздо больше, чем мы можем себе представить.
Я считаю, можно и нужно увеличить количество хвойных растений в городском озеленении. Хвойные растения обогащают воздух фитонцидами, делают его более комфортным для дыхания. Конечно, они чувствуют себя в городе несколько хуже, чем тополя, но многие виды лиственниц, сосен, елей смогут освоиться в Челябинске, если, конечно, человек будет их поддерживать и поможет войти в полную силу. Кроме того, в нашем распоряжении есть липа – классическое парковое дерево, красивое во всех отношениях. Существует много видов и сортов боярышника, рябин, яблонь, которые к тому же очень красиво цветут. Можно более широко использовать представителей восточноазиатской, европейской, североамериканской флор: многие деревья и кустарники из данных географических зон и территорий у нас приживутся. Я уже не говорю о цветочном оформлении травянистыми растениями.

– Поскольку зашла речь о новых деревьях, давайте обсудим посадку растений. В этом плане специалистам наверняка тоже есть что сказать.
– Действительно, вопросы посадки растений тоже заслуживают обсуждения. Часто они делаются неправильно, и из-за этого результат оставляет желать лучшего. Скажем, высажено несколько десятков рябин, а через месяц в живых осталось только два растения. Почему? В числе основных ошибок посадка в неподходящий период, с недостаточным объемом земляного кома, отсутствие достаточного количества воды при посадке и в послепосадочный период. Отсюда низкий процент приживаемости.

Но есть и еще один важный момент – правильный и своевременный уход за новыми деревьями. Ведь сама посадка – это акция, которая выполняется достаточно быстро. А на уход нужно затратить много времени и сил. Например, у нас не принято подрезать растения при посадке. А делать это стоит. Ведь мы с вами уже говорили: объем кроны и размер корневой системы находятся в балансе. При пересаживании растения корни всегда повреждаются, хотя бы незначительно. Было бы логично слегка уменьшить и крону – тогда дерево сможет направить все силы на укоренение, вместо того чтобы «поить-кормить» и держать «в тонусе» избыточный объем листвы.

Проблем, конечно, много, но большая часть из них решается достаточно легко. Деревьям для хорошего роста нужны уход и забота. Чтобы обеспечить правильный уход, необходимы некоторые знания. Такими знаниями могут поделиться специалисты. Они сделают это с большой радостью – если только к ним захотят прислушаться.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other