Меню

Итоги актерской пятилетки

30.09.2016 14:07 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Итак, свершилось! Актерский конкурс, зародившийся в недрах челябинского союза театральных деятелей, отметил первый юбилей – пять лет. Отметил, как полагается, с местными звездами, призами, подарками и, самое главное, с достижениями и победами.
Итоги актерской пятилетки
Фото автора и театров

Место под рампой

В погожий сентябрьский понедельник Дом актера походил на рассерженный улей: участники выстраивались в очередь за дипломами, театралы вспоминали блестящего актера, народного артиста России Владимира Милосердова. Его именем и с благословения вдовы Анны Васильевны нарекли этот фестиваль, который уверенно держится на плаву уже целую пятилетку. В июле мэтру челябинской сцены исполнилось бы 90 лет, а фестиваль с его именем – подтверждение того, что его дело продолжается, и связь времен не распалась. Двойной повод для праздника не прошел незамеченным даже среди сильных региона сего, чего прежде не случалось, а посему было воспринято актерской братией как добрый знак.

- Очень интересное событие. Я обязуюсь исправить ситуацию и привлечь внимание минкульта к этому фестивалю, - пообещал замминистра Григорий Цукерман. - Замечательно, что в конкурсе активно участвуют молодые ребята и непрофессиональные коллективы, это прекрасная возможность заявить о себе, к тому же это очень важно для расширения и развития артистической среды.

Пятый год конкурс поддерживает Заксобрание области. Думается, артистической среде было бы приятно ощутить интерес и родного министерства, и администрациий, тем более, что конкурс потихоньку вырос из коротких штанишек и обрел место под рампой. Доказательство тому – география участников, качество работ, а самое главное – выход этих работ «в люди».

Дум высокое стремленье

Последнее особенно радует. Ведь актер изначально – существо публичное, он не может творить «в стол», работать только для жюри или себя, любимого. Именно это обстоятельство еще год назад больше всего пугало пристрастного зрителя и вызывало сомнения по поводу будущего развития конкурсных баталий. Повышение собственной квалификации – дело, конечно, благое, но на труд и на подвиг актера может сподвигнуть (при отсутствии золотого тельца) только зритель.

Аллилуйя! В этом году восемь из 15 конкурсных работ уже обрели свою публику, и еще как минимум парочка в ближайшее время должна получить сценическую прописку, как вполне готовые к употреблению публикой. Главное достижение конкурса поспело вовремя – аккурат к юбилею. Теперь, когда даже сомневающимся стало понятно, что скорбный труд и дум высокое стремленье не пропадет даром, это может стать дополнительным стимулом для творчества.

Высокое стремленье дум конкурсантов удивляет: в афише Чехов, Цветаева, Олби, Лермонтов, современная поэзия… В условиях беспощадной коммерциализации в том числе театрального процесса, актеров по-прежнему волнует жизнь человеческого духа, а не запросы потребителей. Свободный полет творческой мысли, не обремененной излишествами режиссуры, позволяет смело экспериментировать с формами и жанрами: Новый художественный театр и «Манекен» счастливо слились в творческом проекте, Молодежный обошелся без слов, оперный и вовсе представил нечто необычное, пребывающее на грани литературы, музыки и драмы.
В стороне от общего дела остались челябинские театры драмы и кукольный, который традиционно поставлял на фестиваль хорошие работы. Зато расширился молодежный сектор: к профессионалам присоединились студенты челябинских института культуры и педуниверситета и Магнитогорской консерватории. Конкурировать с профессионалами им сложно, но желание надо поддержать, может организаторам конкурса следует подумать над отдельной номинацией?

Любите-меня.Диагноз.jpg

Лишенные права голоса

Плакать и смеяться в театре сам бог велел. Правда, в последнее время пристрастному зрителю (обремененному цинизмом и скепсисом второй древнейшей профессии) весьма редко удается и то, и другое. Лет десяток с плеч долой вместе с профессией слетели в Молодежке на спектакле «Давай никуда не улетим, Ежик».

Сначала жюри в полном составе вместе с малышами любовалось лунной дорожкой, по которой тихонько брел грустный Ежик, потом умилялось, когда звезда присела на ежиковую ладошку, запрокинув голову, ахало, лицезрев звездное небо, хохотало над Медвежонком, который силился увидеть то, о чем ему рассказывал Ежик, хлопало Зайцу в желтых пацакских штанах.

Актерам удалось создать яркие, характерные образы без единого слова. Лишенные права голоса, они оказались куда более выразительны, убедительны и органичны, а также лиричны, смешны, драматичны, чем в других, «серьезных» спектаклях. Все, что герои думали и чувствовали, было понятно без слов. А самое главное, они исполнили свои роли чисто, без всякой фальши и наигрыша. В каком-то смысле им даже повезло – выскользнув из-под режиссерской опеки, они вдохнули воздух творчества полной грудью.

Неплохой спектакль мог бы получиться. История о дружбе, любви, одиночестве, предательстве, о том, как человеку зябко одному в этом мире, настолько, что он может замерзнуть насмерть, о том, что добро непременно возвращается, и что, объединившись, мы можем сотворить маленькое чудо – зажечь звезду. Замысел прекрасен, но довести его до ума не хватило сил и все-таки режиссерской подсказки.

По ходу спектакля восторги утихли, и стали донимать повторы, а хуже того вопросы: почему Ежик умирает? Ведь его спасли, друзья отдали ему свои шубки, чтобы согреть, но он все-таки умер. И почему друзья бросили звезду, которая спустилась с неба и вернула Ежика к жизни? Почему не попытались зажечь ее сообща своей любовью, любовью зрителей, которые так хотели помочь. И куда, в конце концов, должен улететь Ежик и почему? В общем, получилось как в той песенке: все понятно, но что конкретно? А так все хорошо начиналось…

Романтики сцены

Может ли актер работать без режиссера? Взгляд со стороны нужен, необходим. Кажется, выстроена логика мыслей, действий, расставлены все точки, запятые, и вопросы критик задает глупые! Почему героиня Елены Евлаш (в спектакле «Я жду тебя, любимый»), благополучная итальянская домохозяйка, у которой есть все, вдруг пускается во все тяжкие и начинает палить из ружья? Только потому, что деверь трубит в трубу, чтобы за ним убрали горшок, сосед подглядывает в бинокль, потому что она дома ходит в неглиже, периодически плачет ребенок и звонит телефон? За это их стоит пристрелить, еще и мужа впридачу, который спас ее, когда она резала вены, а заодно простил измену. Женская логика не всегда понятна, даже из чувства женской солидарности.

И тем не менее, актеры и без режиссерского благословения способны на многое, было бы желание и смелость. Смелость сыграть лермонтовского «Мцыри», романтического героя, которого давно нет ни в природе, ни на сцене, сыграть, чтобы вызвать в зале не насмешку или недоверие, а грусть по утраченному идеалу. Вохобжону Азимову из озерского театра «Наш дом» это удалось – образ старого монаха получился впечатляющим и колоритным.

Мцыри.Азимов.jpg

Очередные лавры снискал Новый художественный театр. С «вагинальной» поэзией (как ее называют некоторые критики) современной поэтессы Веры Павловой пристрастного зрителя примирил актерский дуэт Евгении Зензиной и Яны Алымовой в спектакле «Стрекоза». Ну, а история любви Чехова и Книппер с легкой руки Александра Балицкого, полгода назад предложившего эту идею, заработала массу добрых слов.

В списках победителей устойчиво числятся и кукольники. Их детские спектакли регулярно идут на «ура» у маленьких зрителей и зарабатывают очки своим создателям. Два диплома увезли в Магнитку Дмитрий Никифоров и Ирина Барановская.

«Клубок», который стал событием

Поэмы «Клубок» в творчестве Марины Цветаевой нет. Ее придумала и создала челябинский композитор Елена Поплянова, оттолкнувшись от цветаевской жизни, которая сплелась в клубок прозрений и ошибок.

- Мне хотелось рассказать о судьбе русской женщины, которая могла случиться только у русской женщины. Только она может просить прощения у любимого за то, что он ее разлюбил, - рассуждает автор.

Семь небольших миниатюр а`capella вместили целую жизнь: влюбленность, первое свидание, краткое счастье, измена, отчаянье. В распоряжении исполнительницы только голос, а в исполнении целая гамма эмоций, огромный мир: курлыканье журавлиной стаи, стук каблучков, сердца стон, шум ветра, ласково перебирающего первые нежные всходы, и уносящего последние осенние листочки, а вместе с ними надежду и жизнь.

Поэма-для-женского-голоса.-Е.Роткина.jpg

Композитору удалось совместить музыку поэтических строк с мелодикой, а певице соединить вокал с драматическим искусством, в результате получился удивительно лаконичный, чистый и пронзительный спектакль, в котором не было ни единой лишней ноты, ни одного фальшивого движения. В финале в зрительном зале еще пару секунд стояла тишина, которая всегда сопутствует чему-то действительно значимому. Работа Елены Роткиной стало событием фестиваля и принесла заветный приз оперному театру.

P.S.

Что ж, юбилейный фестиваль удался: хорошие и разные работы, полные залы, внимание коллег, чиновников и прессы. Количественная стадия переходит в качественную.

- Фестиваль вырос как географически, так и в профессиональном плане. Подтверждение тому сразу несколько неординарных событий: во-первых, мы впервые познакомились с жанром монооперы, во-вторых, НХТ и «Манекен» объединились, сделали интересный совместный проект. В-третьих, активизировалась молодежь, которая показала свои работы. Хочется пожелать не сбавлять темпов на будущий год, - дала наказ председатель жюри фестиваля, журналист Людмила Федорова и обещала через год проверить.

137_0285.jpg


На V-й конкурс индивидуальных актерских работ имени В.Милосердова было представлено 15 работ. Главным событием фестиваля стала работа солистки Челябинского театра оперы и балета Елены Роткиной (поэма «Клубок» для женского голоса).

Лучшим спектаклем фестиваля стала фантазия «Любите меня. Диагноз» в исполнении Александра Балицкого (НХТ) и Анастасии Сорокиной («Манекен»)

Лучшим актером признан артист озерского театра драмы «Наш дом» Владимир Азимов (спектакль «Мцыри»), а лучшей актрисой стала представительница Камерного театра Челябинска Елена Евлаш (спектакль «Я жду тебя, любимый»).

Диплом за лучший дуэт получили актрисы НХТ Евгения Зензина и Яна Алымова (спектакль «Стрекоза»)

Солистка оперного театра, Екатерина Бычкова, отмечена дипломом за лучший дебют (моноопера «Ожидание»).

В номинации «лучшая идея» отмечен Молодежный театр (спектакль «Давай никуда не улетим, Ежик»)

Спецдиплом за лучший детский спектакль («Сказки для тигра») получил актер Магнитогорского театра «Буратино» Дмитрий Никифоров.

Спецдиплом за лучший спектакль-игру («Страна Неболейка») достался актрисе Магнитогорского театра «Буратино» Ирине Барановской.