Меню

Беслан. День знаний и памяти

05.09.2016 17:00 - автор Оксана ВЕЛИКАЯ
Первое сентября. Первоклашки и дети постарше в красивой форме, с белыми бантами и пестрыми букетами спешат в школу на торжественную линейку по случаю начала учебного года. Все собрались на торжественное построение, от мала до велика, кто-то из родителей пришел даже с двухгодовалыми малышами, чтобы всей семьей проводить старших детей в школу. Но вдруг звуки музыки и приветственные речи разрывают оглушительные выстрелы, вокруг школы появляются люди в темных одеждах и масках и начинают сгонять всех в здание школы, запирая заложников в классах и спортзале... Таким было 1 сентября для школы № 1 города Беслана в 2004 году. Вы помните о том, как вся страна содрогнулась от этой новости? Это было ровно 12 лет назад... 3 сентября прошел очередной День солидарности в борьбе с терроризмом, но знают ли об этом наши дети? Помнят ли эту дату? Понимают ли, насколько хрупок и ценен мир и голубое небо над головой?
Беслан. День знаний и памяти
Фото предоставлено Александром СОЛОДКОВЫМ.

Утром 1 сентября 2004 года наши спецподразделения только прилетели со спецоперации и еще не успели разобрать вещи, как позвонили из Беслана, и они сразу спецбортом улетели туда. Местные жители были против штурма и пригрозили, что будут стрелять в спины бойцов, если те начнут штурм, ведь на тот момент террористы на переговоры не шли и никаких требований не выдвигали. Было неизвестно ничего, а внутри 1128 детей и взрослых, больше всего детей. Террористы уже расстреляли всех мужчин, которые оказались в заложниках, и выкинули их тела из школьных окон. Но наши ребята не стали сидеть сложа руки: за 6 - 8 километров от Беслана есть точно такая же школа, в которую они и уехали отрабатывать штурм, возможные способы подходов и отступлений. 3 сентября около полудня в спортзале бесланской школы вдруг прогремел взрыв. Спецслужбы подумали, что террористы начали акт, а террористы, в свою очередь, решили, что начался штурм. Но на самом деле взорвалась бомба, подвешенная к потолку спортзала на скотч. Стояла жара, скотч стал плавиться, взрывное устройство начало падать и сдетонировало. В образовавшуюся дыру в стене врассыпную начали выбегать уцелевшие дети. В этот момент террористы начали прицельное уничтожение заложников, они стреляли в спины бегущим... Спецгруппы «Альфа» и «Вымпел» находились в другой школе, за несколько километров, и им нужно было какое-то время, чтобы добраться до Беслана. Одним из первых в спортзал зашел ныне Герой Российской Федерации Вячеслав Бочаров и был тяжело ранен в голову. Штурм проходил очень стремительно, четко. Ребята работали прицельно: вижу — стреляю, не вижу — не стреляю. Террористы же старались нанести вред и убить как можно больше заложников, они бросали гранаты, которые накрывали собой бойцы спецотрядов. Позже эксперты установят, что на момент взрыва большая часть погибших детей были уже мертва. Они умерли от жары и жажды. Среди погибших есть даже вся семья: три ребенка и мама.

Неизвестные имена

Третьего сентября в результате теракта в школе № 1 города Беслана погибли 334 человека, в том числе 186 детей. В лечебные учреждения за помощью обратились более 1000 человек. В процессе операции освобождения школы погибли десять бойцов сил специального назначения ФСБ. Управление «А» («Альфа») потеряло трех человек, а управление «В» («Вымпел») — семерых. Вы знаете их имена? Имена тех парней, что закрыли своими сердцами сердца чужих детей и осиротили своих. А ваши дети их знают? А знаете ли вы, что в Челябинске в школе № 123 есть музей памяти школы № 1 города Беслана имени ФСБ России? Такие есть только в трех городах: Беслане, Москве (лицей № 1547) и Челябинске. У нас он был официально открыт 12 декабря 2014 года, но существовал с 2013 года.

- Раньше музей был во Дворце культуры «Станкомаш», в небольшой комнатке 2 на 3,5 метра, где было очень тесно и от пола до потолка висели информационные стенды и фотографии. Его создал Торос Александрович Нерсесян в 2013 году. Музей практически не функционировал по причине ограниченности места. Так случилось, что попросили освободить помещение и Торос Александрович передал нам все материалы, - рассказывает заместитель руководителя представительства Общероссийского фонда ветеранов органов государственной безопасности «Вымпел-Гарант» Александр Солодков. - Здесь регулярно проводятся встречи и уроки мужества для всех школьников и студентов Челябинска. Кроме того, у нас есть мобильные информационные стенды, с которыми мы можем выехать в любое учебное учреждение и провести уроки мужества. Такие занятия мы проводим с детьми, начиная с 6-го класса и старше. Сначала они заходят в музей, рассматривают фотографии, портреты десяти погибших офицеров, параллельно я начинаю рассказ о тех событиях, комментирую фотографии, развешанные на стенах, затем мы переходим в класс, где показываем съемку штурма, фотографии и также все комментируем и объясняем. Вместе со мной экскурсию проводит кто-то из наших ветеранов. Очень часто на встречу с детьми приходит ветеран внутренних войск полковник в отставке Сергей Седнев, который издал сборник «Герои Российской Федерации. Челябинская область». О нем, кстати, тоже мало кто знает.

Примечательно то, что на открытии музея собрались ветераны спецназа, представители совета ветеранов и матерей Героев России города Челябинска, представители Всероссийского совета ветеранов силовых структур и правоохранительных органов «Боевое братство» города Челябинска — участники автопробега, посвященного 10-й годовщине трагедии в Беслане, член Общественной палаты Челябинской области, председатель областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Челябинской области Анатолий Сурков, руководитель аппарата движения «За возрождение Урала» Денис Рыжий, но не было никого из высшего руководства региона и города.

- Я не знаю, почему так происходит, что никто не знает о существовании музея, имена героев, что дни памяти Беслана - с 1 по 3 сентября. Ни второго, ни третьего сентября ни у кого в школе не болит голова о том, чтобы провести памятные мероприятия и подробнее рассказать детям о тех событиях. Они могут включить пару слов в память о трагедии в программу торжественной линейки первого числа, запустить в небо шарики и все, забыли, - говорит Александр Солодков.

- Практически все, кто погиб в Беслане из групп «Альфа» и «Вымпел», забыты, и ни в одной школе или студенческом коллективе не могут назвать ни одной фамилии. А ведь солдат умирает дважды: первый – на поле боя, а второй – когда о нем забывают. Да, в любом учебном заведении есть День знаний, есть и День солидарности в борьбе с терроризмом, проводятся мероприятия, но никто из ребят не может назвать ни одно имя из тех ребят, офицеров, которые отдали жизни, спасая другие. Почему так происходит? Потому что все эти памятные мероприятия проходят по одному сценарию: прочитают несколько печальных стихов, станцуют печальный танец, позвонят в колокольчик, выпустят белых голубей или шарики в небо, но не назовут ни одной фамилии, не расскажут ни одной истории. Молодежи стоит говорить о войне, чтобы она знала, почему нужно бережно охранять мир, - говорит полковник, принимавший участие в освобождении заложников во время теракта в Беслане, Герой Российской Федерации, член Общественной палаты РФ, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ, член исполкома Паралимпийского комитета России Вячеслав Бочаров.

В сердцах молодых поколений

- В какой момент своего становления человек начинает идти не по тому пути? И, наоборот, в какой момент он становится тем человеком, кого мы потом считаем настоящим гражданином и гордимся им? В Общественной палате РФ часто проходят выставки, и была выставка детских рисунков. Ребята 12-13 лет уделили внимание миру животных. Было очень трогательно смотреть, как они рисуют собачку со слезами на глазах или кошечку, которая сидит, никому не нужная, на площади города и смотрит на окна многоэтажного дома. Они сострадают этим животным. Проходит совсем немного лет, и они страдают уже от того, что в прицел своего оружия он не попадает в человека… Ведь в войне принимают участие молодые люди. Нам это известно по истории войн на территории Северного Кавказа, когда практически дети брали в руки оружие. Где та грань недоработки людей, которые профессионально занимаются воспитанием подростков? Почему они сначала сострадают даже животному, а потом безжалостно убивают человека? Почему они начинает видеть в человеке врага? - задается вопросом Вячеслав Бочаров.

Посмею предположить, что так происходит потому, что современная молодежь не знает, на кого ей равняться. В советские времена дети воспитывались на историях о героических подвигах Зины Портновой, Саши Чекалина, Лени Голикова, Марата Казея и многих других. Но сегодня дети не знают этих имен, не знают и имен тех, кто жил позже героев Великой Отечественной войны, кто сражался в Афгане и Чечне, освобождал заложников «Норд-Оста», Беслана... Современная история тоже знает имена героев, вот только мы о них почему-то не знаем, не интересуемся их историями. А потом удивляемся, почему в 12-13 лет дети выражают в своих рисунках сострадание беспомощным животным, а в 18 лет берут в руки автоматы и идут убивать невинных людей. Где-то на важном пути становления сознания нового человека, гражданина и патриота страны мы упускаем важные детали, не даем хороших примеров для подражания, не показываем героев нашего времени, не объясняем на исторических примерах, что такое хорошо, а что такое плохо, и почему нужно быть храбрым и милосердным.

++IMG_6414.JPG

Расскажите, имена Героев России…

1. Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Разумовский Дмитрий Александрович. Еще на подступах к зданию школы уничтожил двух бандитов. Террористы вели огонь в спины убегающих детей. Дмитрий выявил новую огневую точку и, отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого велся огонь. Завязался бой, в результате которого огонь был подавлен, но Дмитрий получил смертельное ранение.

2. Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Ильин Олег Геннадьевич. Один из первых начал штурмовать здание. Ценой своей жизни спас сотрудников штурмовой группы и обеспечил уничтожение остальных преступников.

3. Герой Российской Федерации (посмертно) майор Перов Александр Валентинович. Руководитель группы, прикрывал эвакуацию детей. Упредив разрыв гранаты, накрыл собой троих. Продолжал руководить группой, даже будучи смертельно ранен.

4. Герой Российской Федерации (посмертно) лейтенант Туркин Андрей Алексеевич. Дал возможность штурмовой группе развернуться в помещении, где находились около 250 заложников. А когда бандит бросил в скопление людей гранату, Андрей накрыл ее собой.

5. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Велько Андрей Витальевич. Вошел в здание школы в составе передовой штурмовой группы. Прикрывая заложников и боевых товарищей, получил множественные смертельные ранения.

6. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Катасонов Роман Викторович. В одном из помещений обнаружил двух спрятавшихся детей. Спасая их и прикрывая сотрудников штурмовой группы, вступил в бой с пулеметным расчетом бандитов. В ходе этого боя получил смертельное ранение.

7. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Кузнецов Михаил Борисович. В ходе освобождения здания школы эвакуировал более 20 раненых заложников. Прикрывая группу захвата, вступил в бой с двумя террористами, уничтожил их и погиб.

8. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Маляров Вячеслав Владимирович. Практически перекрыл собой направление обстрела для группы. Получив смертельное ранение, продолжал вести бой. Ранил двух террористов и заставил их отступить.

9. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Лоськов Олег Вячеславович. Заслонив заложников, преградил бандитам путь к бегству. Получив смертельные ранения, продолжал поддерживать огнем действия штурмовой группы.

10. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Пудовкин Денис Евгеньевич. Выносил детей из-под обстрела. Получил осколочное ранение, но детей не оставил. Погиб, прикрывая собой одну из заложниц.